10 июня 2010 годаПортал "Центральная Евразия": "Муфтий М.Хузин об экстремизме, терроризме и семейных ценностях"- Уважаемый муфтий, сегодня много говорят об экстремизме, терроризме, о движении во власть мусульман, не являющихся носителями российской политической культуры? Так ли это?
- Этот процесс очевиден и ни для кого не является секретом. Секретом является другой вопрос: что можно этому противопоставить. Ответа на этот вопрос нет ни у чиновников, ни у самих мусульман, радеющих о судьбе своей страны. Во-первых, логика религиозного экстремизма и состоит в том, чтобы разрушить все "до основанья, а затем мы свой, мы новый мир построим". Это уже было в России и не раз. Новый мир в России этому мусульманскому пролетариату построить не удастся, а "новую войну" они ведут уже двадцатый год. И на этой войне мученичество принимают не они, а обычные российские мусульмане, которых не привлекает культ смерти. Они страдают от ухудшения общественного мнения, терпят упреки и нападки в адрес своей религии, но не оставляют ее.
Во-вторых, логика религиозного экстремизма на мой взгляд заключается в неуважительном отношении к дару жизни и тем благам, которыми одарил человека Всевышний: врожденной верой, радостью общения с природой и себе подобными, любовью и дружбой. Это дары, которыми Всевышний наделил все свои создания и который ни один человек не может отнять по собственному произволу у другого ради политических целей. Когда такие люди говорят, что они идут на войну "ради Аллаха", то мне хочется у них спросить, а нуждается ли Аллах в их защите? Или эти верующие допускают, что Бог не может себя защитить и Ему для этого нужны такие люди? Вот такого рода амбиции и рассуждения о собственном избранничестве и приводят к разрушению всех традиционных религиозных ценностей вплоть до семейных. Самое интересное: этот принцип как раз свойственен не традиционным религиозным объединениям, а сектам, которые и проповедуют исключительность и избранничество.
- Вы упомянули о довольно необычных формах экстремизма, когда разрушение традиции доходит действительно до основы общества - семьи. Вы можете привести примеры?
- Недавно мусульманская общественность страны стала свидетелем необычного бракоразводного процесса, который произошел по телефону с использованием СМС. Само по себе это мало кому интересно, но этот инновационный акт совершил один из членов сообщества муфтиев России в отношении своей многодетной семьи. Это событие обнажило сразу множество проблем в умме.
Я вижу в этом продолжение логики религиозного экстремизма, распространенной на семейные отношения. И совсем неважно, кто участвует в этом процессе - муфтий или рядовой мусульманин. В случае с муфтием это лишь вопиющий случай и нести он должен наказание более серьезное, чем рядовой человек. Поведение рядового мусульманина, если он считает такое поведение нормой, ставит под вопрос наличие у него мусульманской морали как таковой. Если так действует муфтий, то это ставит под сомнение систему социальной надежности мусульманкой морали и этики в целом.
А если у него находятся защитники и "сподвижники" из числа муфтиев-соотечественников, то это говорит о провале проекта исламского возрождения в России, о том, что традиции российской мусульманской практики, согласно которой религия - это, прежде всего, преданность, доверие и взаимопомощь мусульман друг другу, семье перед лицом любых обстоятельств значительно подорваны. На этот счет существует масса достоверных хадисов и всякий мало-мальски грамотный мусульманин их вам процитирует наизусть.
Разрушителей этой традиции иначе как экстремистами не назовешь. Для государства это может означать одно - "пришла беда, откуда не ведали", поскольку наши российские мусульмане, для которых почти целый век проявление религиозности заключалось в брачных предпочтениях, никогда безответственностью в сфере семейных отношений не страдали. А теперь это происходит сплошь и рядом.
- Действительно, 20 лет назад в Институте этнографии в секторе народов Кавказа проводилось исследование по межконфессиональным и межэтническим бракам в Дагестане. Результаты его ясно показали, что межэтнические браки заключались в основном между представителями мусульманских этносов, а межконфессиональных браков и в советское время крайне мало.
- В новое время пришли иные проповедники. Они принесли с собой иные взгляды на религиозную и этническую жизнь на место мусульманской женщины, навязывая ценности и стиль жизни иных обществ. Под их ничем не ограниченным на тот момент влиянием стали изменяться и брачные стратегии российских женщин, многое непривычные и даже оскорбительные для модернизированной, привыкшей вести активный образ жизни, российской женщины вещи, стали восприниматься как религиозный долг. Традиция семейных отношений начала разрушаться вместе с разрушением определенности общественного мнения по множеству "женских" вопросов. Ни мужчин, ни женщин уже ничего не сдерживало. У верующих женщин появились новые социальные роли, кроме традиционной роли жены и матери, привычно сочетавшихся с ролью женщины-профессионала - врача, учителя, инженера и т.п. Мы сегодня уже не в единичных случаях сталкиваемся с ролью мусульманки-жертвы и спектр этой "жертвенности" весьма широк: от банальной роли обманутой жены, от которой муж-мусульманин может скрывать наличие других жен, до роли женщины-бомбы.
- И что же, на Ваш взгляд, можно этому противопоставить?
- Этим явлениям нужно давать отпор всеми возможными методами. И методы эти известны. В случае с муфтием это проще всего. Муфтий - не частное лицо, и не иголка в стоге сена, а заметная общественная фигура. Он во многом зависит от мнения своих коллег, от отношения к нему власти и государства, от интереса к делу сокрытия доходов налоговых служб, от органов опеки и попечительства, правозащитных центров. Все они должны иметь правильный подход к тому что считать нормальным, а что порочным, потому что именно они принимают важные решения. Если они рассмотрят этот случай как форму покушения на основы традиционного ислама в России и подрыв национальной безопасности в этой сфере, то найдутся и способы урезонить муфтия, который повел себя как беглый алиментщик советских времен. Далеко за примерами ходить не надо. Общество смогло избавиться от муфтия А.Евтеева, который сам указал на то, что национальная безопасность России в духовной сфере для него не является приоритетом деятельности. И даже подборка мнений его соратников, написанная как под копирку, в которых говорилось, что "он больше не будет", не помогла. Вот так же, как общество защищает себя от бывших террористов, проникших во власть, оно должно защищать себя и от экстремистов в традиционно закрытых его сферах - сфере семейных отношений. И делать это немедленно.
- Насколько острыми являются на Ваш взгляд такого рода проблемы?
- Мне как муфтию приходится, к сожалению, с такими проблемами сталкиваться едва ли не ежедневно. Конечно, не все разводятся так элегантно, согласно новейшим фетвам, да по СМС, непринужденно оставляя шестерых членов своей семьи на улице, как это сделал муфтий Карелии В.Бардвил. Но и в обычной семейной жизни мусульман мы сталкиваемся с трагедиями, жгучими обидами, болью разочарований в семейных отношениях все чаще и чаще. И меня это беспокоит.
Меня беспокоит, когда молодые женщины строят свою жизнь, опираясь лишь на свои представления о личности конкретного человека, на чувство любви или на уверениях партнера в его глубокой религиозности, заключая только религиозный брак. О глубине религиозности того или иного человека ведает только Всевышний, ибо только Он читает в сердцах и только Он судит. А люди должны опираться в своих отношениях на договор.
Женщина же, ослепленная любовью или желанием выйти замуж, может жестоко ошибиться, выдавая желаемое за действительное. Любовь остывает, страсть проходит, а слова уверений быстро теряют свою ценность, сталкиваясь с жесткими реалиями жизни. Налицо трагедия несбывшихся надежд. Люди всегда находят оправдание всякому своему поступку, а тем более предательствам в межличностных отношениях. И это касается не только интимной сферы. Я часто сталкиваюсь с тем, что мужчина и женщина, связанные теплыми отношениями или даже браком, часто ведут совместный бизнес или важный общий проект, опираясь лишь на доверие. Опыт показывает, что это неправильно. Даже удачи, а тем более неудачи в делах могут повлиять на изменения отношений, на поиск иных партнеров. И вот тогда наступает время правовых гарантий, которых, как правило, нет. Остаются только упреки в немусульманском поведении партнера, которые тоже ни к чему не приводят, т.к. наше общество не способно еще мыслить религиозными категориями морали, а тем более руководствоваться ими в жизни. Мужчины воспринимают женщину-партнера как боевого друга, и нагрузки они несут равные. А иногда женщина решает и более сложные задачи, чем мужчина. Но при разрыве отношений мужчины забывают о том, что смысл сотрудничества мужчины и женщины был именно во взаимной поддержке и что она тем более нуждается в ней по окончании партнерских отношений.
Приведу живой пример. Он из сферы трудовых отношений. В одном из муфтиятов мне показали письмо бывшей сотрудницы сайта Ислам.Ру. Это один из первых мусульманских сайтов России, который начинал с благородной цели поддержать традиционный ислам в России. Теперь эти цели уже давно утрачены, но дело не в этом. В упомянутом письме, обращенном к муфтиям России, мусульманка очень грамотно с богословской точки зрения ставит проблему реализации основ мусульманской морали в трудовых отношениях. Это своего рода уникальный документ, в котором имеется попытка женщины-мусульманки защитить свои права от произвола работодателя, поссорившегося с законом и прикрывающегося исламом. Это просто непостижимая с точки зрения мусульманской этики деловых отношений ситуация: есть работник, есть выполненная им работа, но нет оплаты труда, и все оправдывается наличием каких-то "особых отношений". Таковы нравы и представления о шариате у руководителей данного предприятия. Есть и другие случаи уже "семейного" терроризма и экстремизма, распространившиеся в умме. У нас весь Интернет пестрит историями о том, что мужчины, уходя "на джихад", предварительно женятся, точно зная, что могут не вернуться в семью, да и не возвращаются. По сути, они оставляют своих жену и ребенка в этом мире на выживание с клеймом семьи террориста. Например, так поступил Абузахир Мантыев, бывший лидер молодежного отдела СМР, кстати, кандидат политических наук. В одной из "лесных" историй он был убит. Куда идти женщине, "брошенной" таким образом? Хорошо, если у нее есть сочувствующая семья. А если нет? Получается, что женщиной воспользовались для продолжения рода, а все остальное - ее дальнейшая судьба, счастье полноценного материнства и судьба ребенка изначально были положены на "алтарь борьбы". Ради чего совершается такое жертвоприношение? Неужели мусульманин, который так поступает в этой жизни, искреннее верует и ждет Рая в следующей?
- В мусульманском сообществе России доминирует представление о том, что проблемы, связанные с семейными отношениями нельзя выносить на всеобщее обсуждение, а также и то, что общественность не имеет права формировать свою точку зрения на столь деликатный предмет? Осуждается тот, кто пытается восстановить справедливость. Так несколько муфтиев недавно выступили в СМИ против муфтия северо-западного района России Дж. Пончаева, подбодрившего Ф. Вебер в ее борьбе за свои права.
- В исламе нет закрытых тем. Это очень открытая и свободная религиозная традиция, уважающая все аспекты жизни человека, включая самые интимные. Каждый мусульманин знает о практике семейной и интимной жизни Пророка и его рекомендациях мужчинам и женщинам в этой сфере от его жен, и, прежде всего, от Айши, которая почитается как мать правоверных и знаток фикха. Известно, как Пророк встал на защиту своей жены от ложных обвинений в прелюбодеянии. Последнее на что может посягнуть общественное мнение - это честь и достоинство женщины, ее право на счастье, покой, созидательную деятельность. Об этом в Священном Коране и хадисах сказано самыми ясными словами. Так что защитить женщину-мусульманку ее окружение просто обязано. Поэтому мне неудивителен поступок моего коллеги Дж.Пончаева. Это нормальная реакция на призыв о помощи. Кроме того, мы не только не лишены права формировать такую точку зрения на правильные отношения между мужчиной и женщиной, но обязаны это делать.
- Известно, что во многих странах с темой семейных отношений и с гендерной проблематикой в целом связаны большие политические проекты. Целые государства опираются на национальные системы семейных отношений, формируя свои национальные виды политики. А как с этим обстоят дела в России, и какова роль мусульман в этих проектах?
- В России есть государственные проекты, а также есть проекты такого рода у РПЦ. О мусульманских проектах общероссийского значения сказать что-либо определенно сложно. Однако мне известно, что общественное мнение в этой сфере, если оно работает, может погубить карьеру даже президента, который повел себя вопреки традиции. То, что нормально для Франции, например, никуда не годится для пуританской во многих отношениях системы семейных ценностей США. Там постоянно идет некая профилактика семейных отношений. В России, кроме сайта Шамиля Аляутдинова, больше никаких попыток профилактики семейных отношений, особенно среди мусульман, я, к сожалению, не встречал. Все остальное, с чем мне приходилось сталкиваться - реклама свах и безжизненные статьи о необходимости мусульманского брака. Они ничего не способны добавить к тому, что делается этим богословом. А жаль. Это большое и важное поле деятельности для практикующих имамов.
- Говоря политическим языком, Вы утверждаете, что общественные представления о роли женщины в обществе и семейные отношения в том числе - это один из фильтров легитимности для общественных лидеров?
- Совершенно верно. К примеру, наличие у экс-президента Киргизии Б.Бакиева второй семьи, долгое время вызывало негодование тех киргизов, которые в силу экономического неустройства совей страны, должны работать за ее пределами и не имеют порой возможности сохранить или завести даже одну семью. В сочетании с другими ошибками этого лидера отношение киргизского общества сказалось на его личной судьбе: он потерял легитимность как общественная фигура, а вместе с ней право жить и умереть на родине. Показательно, что Белоруссию он вывез свою любовницу и ребенка, а не законную семью. Законной супруге в Киргизии, надо полагать ничего не угрожает, потому что общественность на ее стороне.
- Способно ли сегодня государство и общество противопоставить что-то правовому хаосу в вопросе защиты прав женщины, оставшейся без попечительства мужа?
- Мы сегодня находимся на начальном этапе понимания того, что взаимодействие правовых систем - религиозной и светской - требует выхода в практическое русло законотворческого процесса. Поразительно, но и это понимание в обществе "пробили" российские женщины-мусульманки, борясь за свои права в судах.
Они задают совершенно ясные практические вопросы законодателю и требуют учесть их конфессиональную принадлежность в принятии судебных решений. Думаю, что если они когда-нибудь "пробьют" необходимый блок законов, связанных с семейным правом с учетом их религиозной принадлежности, то мужчины окажутся в незавидном положении.
Я убежден, что если нормы шариата будут адаптированы светским законодательством, то всякая женщина, и не только мусульманка, захочет воспользоваться и именно этим законом. Такой закон не оставит не малейшего права мужчине уйти от ответственности в отношении супруги, сотрудницы или партнерши в деловых отношениях. Зная интеллектуальные способности и активность наших мусульманских женщин, я уверен, что они рано или поздно победят в борьбе с дискриминацией и правовым нигилизмом со стороны пассивного мужского меньшинства. Управлять общественным мнением, как показала практика, они уже научились.
Важно только, чтобы законодатель это правильно понял не как очередную "женскую инициативу", а как часть политики национальной безопасности и социальной стабильности. Государству нужны здоровые многодетные крепкие семьи, в основе которых лежит религиозная мораль и этика, близкая традиционным механизмам культурного и демографического воспроизводства общества. Для этого нужно дать государственные гарантии защиты материнства и детства, защиту прав чести и достоинства работающей мусульманке. Это важное направление развития российского права и оно должно развиваться, если мы хотим оздоровить свое общество.
А раз так, то именно государство должно начать эту работу. И лучше начать делать ее уже сейчас, пока отчаяние и хаос не захлестнули страну новой волной женского терроризма. Упаси нас Аллах еще и от этой беды!
Наталья ЖИТОВА, Руслан ГИЛЯЗЕТДИНОВ 10 июня 2010 г.
Источник: http://interfax-religion.ru/?act=radio&div=1348 |