Заявление муфтия М.Хузина по вопросу о форме преподавания основ традиционных религий России
Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ) России последовательно выступает за разрешение преподавания основ традиционных религий России – православия, ислама, иудаизма и буддизма. Эти же позиции были поддержаны во всех без исключения заседаниях Межрелигиозного совета России.
В свете озвученных Советом муфтиев России заявлений о необходимости раздельного преподавания основ традиционных религий ЦДУМ России заявляет о невозможности каким-либо образом комментировать такие заявления по причине наличия собственной позиции по данному вопросу. ЦДУМ России считает, что и Совет муфтиев России может как по данному, так и по другим вопросам иметь собственные суждения. Однако наличие таковых совершенно не означает, что такие заявления отражают точку зрения всех мусульман России, либо большинства мусульман страны.
Может быть, это будет повторением. Но лучше десять раз повторить одно и то же, чем ошибиться, либо - еще хуже – отмолчаться. Мы все прекрасно понимаем и соглашаемся с тем, что около 80% населения Российской Федерации потенциально православные люди. И совершенно ненормально, когда это большинство не имеет права преподавать своим детям религиозную традицию и культуру своих предков. На наш взгляд, именно отсутствие возможности изучения основ своей религиозной традиции на самом деле является нарушением их конституционных и человеческих прав, за соблюдение которых ратуют сегодня все – как западные демократы, так и собственные.
Возникает, казалось бы, сложный и щепетильный вопрос. Как же быть детям неправославной культуры? Мне кажется, что не стоит из этого делать трагедию, как это делают некоторые радетели «чистоты Ислама». Ведь «Основы православной культуры» ни в коем случае не подразумевают ни насильственного крещения, ни насильственного богослужения в рамках изучения основ религиозной культуры государствообразующего народа.
В то же время считаю, что обладание минимумом знаний о религиозной традиции православного большинства, на мой взгляд, накрепко исключает возможность предвзятого отношения к верующему человеку конкретно и всей религиозной картине мира в целом.
Такие же принципы, безусловно, приемлемы и для ислама, и для иудаизма, и для буддизма. Мы считаем, что государственная школа, оставаясь светской по сути, должна быть человечной и должна воспитывать достойного гражданина своей страны. Гражданина, не только спокойно, но и с полным знанием и уважением относящегося ко всем его окружающим согражданам иного цвета лица и иной веры, нежели он сам.
Сегодняшняя школа, на самом деле, и это показала 15-летняя история современной России, превратилась в школу безбожного атеизма, в которой не нашлось места (к сожалению!) продекларированной в Конституции свободе выбора, когда нашим детям, не спросив ни мнения родителей, ни мнения общества и уж тем более мнения Церкви, преподавали тенденциозные, вульгарные, пошлые и вредные дисциплины, типа «Валеологии», и уж совсем не однозначную теорию мистера Дарвина!
ЦДУМ России считает важным и своевременным введение в программы общеобразовательной школы дисциплин по основам религиозной культуры традиционных религий России и не имеет возражений по введению предмета «Основы православной культуры».
Мухаммедгали Хузин, заместитель председателя ЦДУМ России, муфтий Пермской области 14 марта 2005 г.