Первый существенный раскол в среде
исламского духовенства произошел в 1992 году - от ДУМЕС Т. Таджуддина (Духовное
управление мусульман европейской части СССР и Сибири, - прим. автора)
откололись структуры Татарстана и Башкортостана. Если коротко, то причина
такого шага была чисто политической. Республики брали суверенитет, сколько
могли "проглотить"... Порою доходило и до более сложных конфигураций.
Думаю не сам М.Ш. Шаймиев, мною глубоко уважаемый, а излишне ретивые деятели
молодой республики в их тогдашнем даже не поверхностном понимании религиозного
вопроса, требовали от казанского архиерея отделения от РПЦ и создании
собственной церковной структуры. Скорее всего, полагая, что имея собственных
квазимуфтиев и квазипатриархов, наряду с собственными гимнами-флагами-гербами и
прочими, обретут "полные очертания государственного суверенитета"...
Далее муфтий Т. Таджуддин второй раз
наступил на те же грабли. Полагая, что только родственники могут быть надежными
вассалами в регионах, сделал ставку на своих приближенных.
Так в Москве утвердился родственник и
ученик Равиль хазрат Гайнутдин.
С другой стороны, надо понимать, что Казань
так же делала серьезную ставку на земляка-шалинца, дабы в Первопрестольной
главным действующим лицом стал именно казанец. Это вполне логично и оправданно.
Но ведь никто не предполагал, что
слабохарактерный, но чрезмерно честолюбивый и самовлюбленно-амбициозный Равиль
хазрат, изначально наделает множество неверных шагов и ставок…
И вместо «хозяина» положения, Равиль хазрат,
зачастую становился пешкой или марионеткой разных, порою даже случайных,
личностей и группировок. От бандитов и до саудитов… Не в обвинение. Просто, с
сожалением, констатируя факты.
В 1994 г. ДУМЦЕР (Духовное управление
мусульман Европейской части России, - прим. автора) во главе с муфтием Равилем
хазратом Гайнутдином, при самом непосредственном наушничестве уже изгнанных из
ДУМЕС-ЦДУМ Аширова, Бибарсова и примкнувшего к ним Ниязова-Медеведва, начал
откалываться от ДМЕС-ЦДУМ. Это было в августе-сентябре 1994 г. Я, как раз с
доверенностью муфтия Т. Таджуддина, был у них. Обитала вся группа в правой от
входа в Московскую Соборную мечеть комнате… Пытался уговорить Равиль хазрата
выйти на связь с Таджуддином и уладить все недомолвки и недопонимания, как я
тогда это принимал. На что, впервые сам услышал много нелицеприятного о своем
патроне – муфтии Таджуддине. Разочарованный, вернулся с докладом в Уфу…
Тогда же они создали ВКЦ ДУМ России –
Высший координационный центр Духовных управлений мусульман России, как
альтернатива или противовес ДУМЕС-ЦДУМ Таджуддина, ставший, впоследствии,
прообразом Совета муфтиев России.
Разрозненные муфтияты Северного Кавказа
после разгрома ваххабитами еще советского ДУМСК – Духовного управления
мусульман Северного Кавказа, стали примыкать к московской структуре Гайнутдина.
По ряду важных соображений нужно было
что-то предпринять.
И в это время была какая-то встреча муфтиев
в Москве, где присутствовал и муфтий Чечни уважаемый Ахмат хаджи Кадыров. Дело
было в какой-то гостинице. Скорее всего, рядом со Смоленской площадью после
какого-то официального мероприятия. Наша встреча была не запланированной. А,
так сказать, без галстуков. Мы, татары, в тюбетейках. Кавказцы в своих головных
уборах…
Я впервые видел его вживую. Да и он, скорее
всего, не знал меня и не мог знать в силу молодости и незначительности
занимаемого мною положения в тогдашней исламской общине России.
Я стал пристально к нему приглядываться.
Вникать в дискуссию.
Ахмат хаджи мне понравился. Спокойный.
Рассудительный. Терпеливый. Умеет скрывать эмоции и при этом судорожно
размышлять и делать выводы.
Подумал, что с ним есть смысл общаться.
И тут попросил слова и обратился
непосредственно к нему.
Говорю: «Ахмат-хаджи, Вы же видите какая,
простите, камарилья вокруг Равиль хазрата. Зачем вам этот балаган? Тем более,
абсолютно большая часть северокавказских мусульман шафиитского толка. Да и
свежи в памяти советские традиции ДУМСК. Может Вам стоить создать свою
организацию для Северного Кавказа и стать самостоятельным субъектом
взаимодействия, как с федеральным центром, так и с внешним миром?»
Смотрю, все притихли, Ахмат хаджи задумался
и очень пристально смотрит на выражение моего лица, мимики, жесты, разгоряченное
и покрасневшее от взглядов молодое лицо.
Все это длилось лишь минуту-другую…
Правда, показавшееся вечностью.
- А и вправду неплохая идея, - воскликнул
Ахмат хаджи.
На этом встреча и дискуссия прекратилась.
Думаю, авторитет, причем непререкаемый, Ахмата хаджи сыграл не последнюю роль.
Вскоре образовался Координационный центр
мусульман Северного Кавказа!
Да, когда Ахмат хаджи стал президентом
Чеченской Республики, я уже был приглашен на прием в Москве, устроенный им для
некоторых муфтиев России. Думаю, я стал не только узнаваемым, но и
признаваемым, авторитетными, в первую очередь для меня, личностями… Мухаммедгали Хузин, муфтий на покое. 21.03.2017 г. P.S. Изложить эту историю подтолкнула информация о выходе ДУМ Дагестана из состава КЦМСК...
|