Пятница, 28.06.2024, 10:19
Мухаммедгали Хузин
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [6]
Мониторинг СМИ [106]
Интервью [42]
Межрелигиозная деятельность [81]
Аналитика [7]
Доклады, выступления [1]
Заявления [16]
Послания [7]
Общественная деятельность [88]
Патриотизм [16]
История [13]
Образование [10]
Международная деятельность [23]
Земляки [7]
Творчество [4]
Из-под пера...
Документы [3]
Жизнь Муфтията [95]
Социальное служение [7]
Мечети [25]
Приходская жизнь [22]
Раскол и разборки [10]
Борьба с сектантами [1]
Миллият [6]
Экстремизм [3]
О муфтии со стороны... [17]
Исследования [2]
Молодежная политика [18]
Диаспоры [4]
Фонд ПИКНО [1]
РАИС-Всероссийский Муфтият [8]
Только официально!
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 53
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Интервью

На пути к "симфониям"

"ЗА ЧЕЛОВЕКА": На пути к "симфониям"…

От первого лица.

№ 5 (015)
Декабрь 2009 г.

Ислам - неотъемлемая и органичная составная часть российской культуры, российской истории и российской современности. На территории Поволжья проживает около 40% всех российских мусульман, для которых ислам является традиционным вероисповеданием, религией дедов и прадедов. Поэтому вопросы взаимопроникновения православной и мусульманской цивилизаций, взаимодействия людей разных национальностей и разных вероисповеданий имеют здесь у нас особое значение. В интервью нашей газете председатель Духовного управления мусульман Пермского края муфтий Пермского края Мухаммедгали Хузин осветил позиции ДУМ по вопросам общественно-религиозной жизни, а также по целому ряду межэтнических и межконфессиональных проблем.

ДАЛЬШЕ - СОДОМ И ГОМОРРА

- Муфтий-хазрат, многих сейчас волнует вопрос, как преподавать детям основы религии (и какой религии) в светской государственной школе. Следует ли вообще преподавать религию в российских школах? Не станет ли это детонатором межнациональной и межрелигиозной розни?

- Недавно прозвучала такая фраза: "Религиозное воспитание должно быть непрерывным от детского садика до пенсии человека…" За последние 20 лет мы уже "потеряли" целое поколение. Мы вырастили "никакое" поколение, у которого нет ни идеологии, ни ценностей, ни царя в голове, ни Бога в сердце - ничего святого. Дальше будем продолжать? Тогда мы станем как та "цивилизованная" Европа, где своих родителей за ненадобностью сдают в дом престарелых, а вместо детей заводят крокодилов в домах. Ведь так удобней: никакой ответственности. На днях, к примеру, мы были в Курье. Там внутри кладбища человеческого устроили кладбище для животных… с крестами, с полумесяцами, с мраморными плитами "любимому Шарику от Васи"… К этому мы придём, если будем продолжать такое безобразие. У человека должен быть внутренний стержень, внутренняя мотивация жизни, отношения к обществу, защиты Отечества, морали, совести. Но кто это может дать? Родители, каждый из которых работает на трёх работах, и на детей у них времени нет? Тогда их воспитает улица, тогда их воспитает Поткин с ДПНИ (псевдоним - Александр Белов, лидер "Движение против нелегальной иммиграции - Т.П.), Баркашов и им подобные. Может быть, школа, в которой ребёнку с младших классов говорят: "Куда ты рыпаешься? Ты всё равно обезьяна. И родители твои это обезьяны. А ты быдло"? Кого мы выпустим в общество? Озлобленное стадо скотов? А если же им скажут, что человек - любимое творение Божие, и каждого Бог любит, каждого персонально, тогда в душе человека вырастет любовь ко всему.

Речь-то идёт о том, что необходимо разбудить в человеке и поднять на должный уровень элементарную культуру самовосприятия. А за ней - элементарную культуру общения, особенно важную для такого мультикультурного, мультинационального общества, как наше. В одном только Прикамье живут бок о бок 130 национальностей, и у каждой свой язык, традиции, обычаи, религия. Но такие понятия как мораль, совесть, долг, Родина, Отечество, патриотизм должны стать тем объединяющим фактором, который зачастую отсутствует. Поэтому преподавание элементарной религиозной культуры, элементарных религиозных понятий веры, Бога, отношений между людьми, безусловно, необходимо. Тем более, что в нашей стране около 80% потенциально этнических православных. Разве они не имеют права преподавать своим детям свою же тысячелетнюю культуру? Недавно я разговаривал со студентом 4 курса и спросил его: "Существует ли в лексиконе вашей группы слово "Бог"?" Ответ был отрицательным…

Так чего ждать от современной молодёжи? Побитые и сожжённые бомжи вечером для развлечения? Это есть. Декамерон в "Хромой лошади", завершившийся 5 декабря? Мы за минуту умертвили больше сотни людей. Мы, равнодушное общество, кричащее на каждом углу о правах, об обязанностях власти, но само при этом ничего не делающее. Дальше что? Содом и Гоморра?... Я полностью поддерживаю преподавание как основ православной культуры, так и основ мировых религий. Это только обогатит внутренний мир человека.

- В разговоре вами был упомянут термин "этнический православный". А как бы вы охарактеризовали "этнического мусульманина"?

- Это скорее не термин, а явление сегодняшнего дня. К "этническим православным" мы относим всех русских, хотя понимаем, что большая часть из них абсолютно не воцерковлена, не соблюдает и не старается соблюдать божьи заповеди. Понятие "этнический мусульманин" из этой же серии. Потенциально человек является мусульманином. Но он не прихожанин, а… захожанин, в лучшем случае.

НЕ ДЕЛАЙТЕ МУСУЛЬМАНАМ СМЕШНО

- Муфтий-хазрат, если взять права человека и женщины в исламе, на ваш взгляд, совместимы ли они или антагонистичны?

- Нет ни одной ни религиозной модели, ни правовой системы, в которых права женщины были бы защищены так, как в исламе. Ислам имеет законченную внутреннюю правовую систему, где все вопросы гражданской, политической, экономической жизни, вопросы быта и молитвенного состояния строго регламентированы на основе откровении Всевышнего и на учении пророка Мухаммеда. И вопрос о месте женщины в этой системе сводится к следующему: женщина имеет много прав, но очень мало обязанностей, а мужчина, в свою очередь, очень много обязанностей, и меньше всего прав. Одним словом, женщина в исламе защищена практически во всех смыслах. Например, во время совершения бракосочетания первым спрашивается разрешение и согласие женщины, что очень показательно. Кроме этого, до своего согласия на заключение брака женщина имеет право выставить множество условий. Например, она может оговорить, что кроме неё её будущий супруг больше ни на ком не женится. Также женщина имеет право не работать. Обеспечивать семью является обязанностью мужа. По исламскому праву, если женщина работает, либо занимается бизнесом, то всё заработанное является её частной собственностью. А всё, что зарабатывает мужчина - семейной. В отличие от гражданского светского права, по которому имущество, совместно нажитое супругами, при разводе делится поровну. Что касается таких обязанностей по дому, как ведение домашнего хозяйства, стирка, уборка, готовка, уход за детьми, в том числе и кормление грудного ребёнка, то и это является обязанностью мужа. Недаром в исламе говорится: если женщина добровольно берёт на себя эти обязательства, то каждый день её семейного труда приравнивается в благости к строительству одного храма. Даже в Европе бытует мнение, что если бы европейские женщины знали, какие права в исламе имеет женщина, то, безусловно, приняли бы ислам. Просто существует предубеждение, что женщина, лишь одев чалму, чадру… - вы понимаете. Конечно, раз женщина ничем не обременена, то у неё имеются и определённые ограничения, разумные ограничения. К примеру, женщине как хранительнице домашнего очага нельзя без дозволения супруга покидать своё жилище, кроме как для посещения дома своих родителей. Ходить по клубам, в казино и бары, извините, не получится…

- Некоторое время назад председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин выступал с богословской инициативой признать авторитет Корана как "Третьего Завета". Каково ваше мнение по этому поводу?

- Коран почти полторы тысячи лет как является руководством для мусульман. И его судьба никак не изменится от издания либо неиздания эдикта о признании. Коран - это слово Божие. Всевышний дал нам такой завет, что до судного дня ни одна буква в нём не будет изменена. Что касается людей, которые делают такие глупые заявления и в смешном виде представляют мусульманам… Если человек после того, как десятки лет проработал в духовной сфере, вдруг проснулся и крикнул, что Коран тоже является Божественной книгой… Ничего не остаётся, как только жалеть таких людей…

- Глава англиканской церкви, архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс в открытом письме к мусульманским духовным лидерам признал, что основные принципы христианства оскорбительны для мусульман и заявил в феврале 2008 года, что считает введение некоторых норм шариата в Великобритании неизбежным. Многие восприняли это как белый флаг, который христианская Европа поднимает перед победным шествием ислама. Как бы вы прокомментировали эту ситуацию, Мухаммедгали-хазрат?

- Есть два аспекта этого вопроса есть. Первый - хотим мы или нет, но некоторые нормы исламского права уже инкорпорированы в светское мировое право. К примеру, применение вексельного права в экономике, которое было увидено ещё на арабском востоке венецианскими купцами и тогда взято на вооружение. До сих пор весь мир пользуется этой системой, не брезгуя тем, что она является изобретением мусульманской страны. Другой пример. В морском международном праве существует понятие, как "авария" (от арабского слова "авара"). Оно подразумевает такой принцип деления спасённого после кораблекрушения товара, при котором он солидарно разделяется между купцами. Словом, необходимо грамотное, вдумчивое использование ценного положительного опыта.

Второй аспект затрагивает проблему прав и обязанностей. Если мусульмане говорят, что необходимо инкорпорировать некоторые исламские законы в светское право, то и обязанности оставлять в стороне нельзя. Как это было в царской России, где некоторые губернаторы из-под палки заставляли мусульман молиться. Потому что мусульманский анклав осуществлял гражданское, наследственное, семейное право на основе шариата, кроме уголовного. Соответственно, если мусульманам давали жить в соответствии со своим правом, то и свои обязанности они должны были соблюдать. Если ты нарушаешь свои собственные законы, не молишься, значит уже завтра ты потенциальный нарушитель. Поэтому нельзя давать прав, не давая обязанностей.

ПРИКАМЬЕ - ОПЛОТ НАСТОЯЩЕГО ИСЛАМА

- В 1990-х в России допускалось создание исламских партий, сейчас такая возможность исключена. Ущемлены ли в этом плане, на ваш взгляд, права мусульман и остальных верующих?

- Нет, ни в коем разе не ущемлены. Напротив, я целиком разделяю позицию, что не должно быть политических партий ни по религиозным, ни по этническим признакам. Иначе нас ждёт судьба Югославии, однотипной модели государства, где до сих пор во дворах городов сотни тысяч могил вчерашних соседей. Сегодня ни у кого не ущемлено ни право избирать и быть избранным, ни право состоять либо не состоять в партии. В нашей стране, в том числе и в национальных республиках, в расчёт берутся именно деловые качества человека, и было бы хорошо, чтобы к ним примкнули в дальнейшем и моральные качества. Сейчас очень много мусульман, которые работают и в Госдуме, и в Совете Федерации, в исполнительных органах власти. В нашем муфтияте есть имамы, которые также являются и депутатами местных поселений.

- В последнее время всё реже поднимаются вопросы религиозного экстремизма. Означает ли это, что проблема ислама, его радикализации уже не так актуальна? Считать ли это результатом грамотных действий государственной власти и официального духовенства?

- Вопрос экстремизма, терроризма во все века существования человечества стоял и будет стоять. Никто никогда эту проблему не искоренит. На том или ином историческом промежутке времени использовали различные методы, лозунги, идеологии, но суть не менялась. В конце 90-х, например, религиозную окраску пытались придать событиям на Северном Кавказе, который является более или менее монокультурной территорией. Поэтому у народностей Кавказа, в малой степени соприкасавшихся с другими народами, безусловно, выработался слабый "иммунитет". В особенности у более северных народов Кавказа, где история ислама насчитывает не более 200 лет. Столь короткого промежутка времени слишком мало для укоренения религиозной традиции, для возникновения определённой "иммунной системы", которая бы не допустила бы насаждение ваххабизма на этих территориях. В этом отношении Прикамье, где ислам имеет более чем тысячелетнюю историю, где тесно соприкасаются друг с другом различные этносы, субкультуры, мировоззрения, имеет более сильный "иммунитет". Поэтому во внутренней России проиграть ситуацию, аналогичную северокавказской, было достаточно сложно. Хотя попытки были. Взять Прикамье. Имам Пермской соборной мечети осуждён за терроризм на 17,5 лет, председатель общины в бегах и, похоже, разыскивается Интерполом за подобную деятельность, другой активный член этой общины осужден за терроризм на 12,5 лет. Около пяти человек только с одной мечети активно пытались насаждать на территории Прикамья чуждые для нас идеологии и были изолированны от общества. Напряжение спало. Сегодня, например, пермский муфтият имеет более ста организаций, свои учебные заведения, медийное пространство - всё это, безусловно, играет огромную роль в формировании положительного образа ислама. Немаловажным умиротворяющим фактором в обществе является ведение постоянного межрелигиозного диалога. Со стороны властей мы ждём не столько огромной помощи и содействия, но как минимум, понимания и непрепятствования. Поддержание мирного климата в обществе - это не только комплексная, но и слаженная работа. Только тогда мы можем наблюдать, как заметил патриарх, симфонии, а не какофонии.

ПРОХОДИМЦЫ НЕ ПРОЙДУТ

- Тогда что касается Татарстана… Мухаммедгали-хазрат, каково ваше отношение к очагу татарского национализма и порой довольно агрессивному мусульманскому активизму в республике?

- Время начала-середины 90-х годов, когда в Татарстане на повестке дня стоял вопрос о суверенитете, о попытке отделения от России, прошло. Сегодня к людям пришло сознание того, что одной маленькой нацией, одним маленьким островком в огромном, противоречивом, быстро и бурно меняющимся мире выжить не реально. Яркий пример - народы Прибалтики, которые от нас как бы отошли. Их с распростёртыми объятьями приняла Европа, а Америка поставила там своих президентов. Результат: экономика, производство на нуле, всё разрушено. Финансирование, извините за выражение, их "тявкания" на Россию, прекратилось, и теперь народ нищенствует. Вот это и увидели умные головы, в том числе и татарские националисты. Да и что же мы сделаем, находясь внутри огромного, геополитически сильного, геостратегически развивающегося государства? Куда же нам отделяться? Это наше государство. У нас паспорт один, российский. В нашей стране насчитывается около семи миллионов татар, из которых полтора, максимум два внутри Татарстана, а остальные пять разбросаны по России. Какова будет их судьба, если верх возьмут радикально настроенные татарские нациналистические, и тем более шовинистические группировки? Сегодня верх взял разум, и такие поползновения явно радикальных организаций, таких как ВТОЦ (Всетатарский общественный центр), который и продвигал идеи отделения от России, сошли практически на нет. Но провокаторы были и будут… Взять, к примеру, Набережно-Челнинское отделение, деятельность Кашаповых. Или же такие фамилии, как Гапонов, Байрамовы… Они останутся в истории, но не они будут делать погоду. А такие мудрые руководители как Татарстана, так и Башкортостана, которые могут послужить примером для многих других территорий в вопросах обеспечения благ для населения.

- Лидер российского Исламского Комитета Гейдар Джемаль усиленно работает над объединением гастарбайтеров в России, стремясь сделать из них политическую силу - как вы к этому относитесь?

- Появляются и такие вот проходимцы… Гейдар Джемаль по официально опубликованным данным - человек со справкой об инвалидности II группы по шизофрении. Определённые силы используют его в попытке сплотить людей, волею судьбы оказавшихся в тяжёлом положении: покинувших родину, живущих в собачьих условиях, не имея никаких прав и пытающихся заработать деньги, чтоб отправлять их семье. Люди не от хорошей жизни уезжают за тысячи километров. Пытаться на них ещё нагреться и использовать потом, извините, как пушечное мясо? Это не входит ни в какие ни в человеческие, ни в законные рамки. России всегда была присуща "щедрая душа". Это подразумевало совсем не то, чтобы обнимать всё и вся, а то, что в любое тяжкое время русский народ мог протянуть руку помощи своему соседу, сплотиться внутри себя. Россия была защитницей практически всего европейского, всего евразийского пространства. Что же мы видим сегодня? Происходят страшные миграционные потоки, рушатся страны, падают идеологии. Люди, испытав потрясение от краха огромного государства, не сумели понять переход на новые методы существования в этом мире. И попытка сыграть на этом - кощунство. Сегодня государство предпринимает очень много сил для того, чтобы интегрировать этих людей в современное общество. Конечно, в Москве и ряде других городов ещё сохраняется напряжённость в связи с огромными миграционными потоками. Но, например, на территории Прикамья я не наблюдаю таких явлений. Уральцы же всегда были более терпеливыми, радушными, более спокойными.

ПЕЧАЛИМСЯ, НО ВЕРИМ…

- Видите ли вы угрозу растворения коренных народов России в бурном иноплеменном нашествии с юга и с китайского востока?

- Эта угроза реальна. И находятся умники, которые крайними пытаются выставить именно местные этносы татар и башкир. А ведь это и наша земля. Мы тысячу лет здесь жили вместе. И семьи у нас общие. У нас только две крови - славянская и тюркская. И та вся давно перемешана.. Поди кого разбери. К тому же, если русская женщина выходит замуж за татарина, то вполне возможно увидеть их семью либо в церкви, либо в мечети. А сколько таджиков, чеченцев, дагестанцев вы видели в церкви?.. Кого мы должны винить за то, что наши русские девушки выходят замуж за приезжих таджиков или китайцев? Губернатора Чиркунова? Здесь мы снова возвращаемся к вопросу о правах женщины. За ХХ век, когда на всех углах кричали об эмансипации, стёрлось понятия ответственности мужчин. Когда они забыли свои обязанности по содержанию, обеспечению своей семьи. Сегодня женщина пошла зарабатывать на семью, вместо того, чтобы воспитывать детей. А муж - в пивнушке пиво пьёт с креветками, а вечером на диване телевизор смотрит. Женщине это надо? Вполне понятно, что она лучше пойдёт к таджику, который, зарабатывая, будет содержать и её с детьми, и ещё свою семью у себя на родине. Это болезнь нашего общества.

- Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию с судьбой пермского Межконфессионального консультативного комитета.

- Комитет был создан в 1998-ом году, и до этого года мы проводили и встречи, и различные мероприятия, конференции, и круглые столы. Сегодня у нас существуют некоторые нюансы в общении с Пермской Епархией русской православной церкви, у которой на этот счёт есть своё мнение. Со своей стороны мы всячески пытались донести свою позицию владыке Иринарху, стараясь учитывать и его мнение. Однако, взаимодействовать с епархией в режиме "глухого телефона" становилось всё труднее. К слову, в ноябре вышла большая публикация в газете "Звезда" с прямой речью представителей разных конфессий, где были изложены наши основные тезисы. Православная колонка, как многие могли заметить, отсутствовала. Несмотря на то, что православные - доминирующее большинство. Такова позиция его Преосвященства, он имеет на это полное право. И мы с огромным уважением относимся к его позиции. С другой стороны, разделит ли такую позицию наше общество? С представителями же других конфессий проходят постоянные встречи, совместно проводятся различные мероприятия. Яркий тому пример - Первый межрегиональный форум мусульманской культуры "Мусульманский мир-2009", который прошёл в начале декабря. В рамках форума был проведён круглый стол по проблемам межрелигиозного дискурса. В нём приняли участие иудеи, католики, мусульмане, лютеране, старообрядцы и православные. Последние были представлены не пермской епархией, которая отказалась принять участие в форуме, а московским патриархатом, вышестоящей структурой. Дело в том, что в процессе подготовки (которая длилось около полугода) мы изначально планировали, что первый круглый стол будет посвящён вопросу именно православно-мусульманского диалога. Однако от Епархии поступил отказ. Сначала нам долго не давали никакого ответа, а потом по дипломатическим каналам, не напрямую, передали, что епископ отказывается принимать участие в форуме. Мы сегодня можем только печалиться о позиции Пермской Епархии. Но, как гласит надпись на перстне царя Соломона: "И это пройдёт". Дай Бог, всё утрясётся…

Беседовала Татьяна Полежаева 
Размещено 26.01.2010

Адрес материала: http://www.prpc.ru/gazeta/015/way.shtml



Источник: http://moslem.ru/index.php?name=News&op=article&sid=274
Категория: Интервью | Добавил: mufti (17.09.2014)
Просмотров: 332 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024