![](/smi/regions_logo.jpg)
Газета
«НГ-Религия» опубликовала статью «У мусульман появились свои «Кураевы». В ней, в частности, говорится:
«Руководитель мухтасибата (объединения мечетей) Сергиево-Посадского района, муфтий Центрального федерального округа от Совета муфтиев России (СМР) Арслан Садриев отстранен от должности и «лишен духовного сана» указом главы СМР Равиля Гайнутдина... «за покушение на истинные ценности ислама и искажение их, своевольное неграмотное толкование фикха (мусульманского права), искажение учения религиозно-правовых школ-мазхабов, попытку создания раскола между мусульманами и распространение ереси».
«Преступлением» Садриева стала его беседа с бывшим первым замом муфтия Татарстана Рустамом Батровым... Садриев рассказывал Батрову о своей работе над книгой, в которой предлагает изменить традиционные подходы к реализации основных обязательных предписаний (фарзов) ислама…
В частности, говоря о намазе (обязательной ежедневной пятикратной молитве), богослов констатировал, что сегодня российским мусульманам тяжело молиться так, как это предписывают издаваемая в России мусульманская литература – сообразно суточному движению Солнца по небу. Эту практику богослов считает слепым копированием молитвенного уклада арабов при жизни пророка Мухаммеда: «С древнейших времен арабы были вынуждены вставать засветло и рано начинать свой рабочий день, а также были вынуждены заканчивать работу к обеду, так как в этот момент солнце находится в зените. И в эту жару ничего, кроме сна, себе позволить невозможно. То есть люди уходили на дневной сон, который как раз и порождал дневные молитвы, совершаемые перед сном и после сна. Мы можем это увидеть и сегодня, когда днем при 50–60-градусной жаре города в Аравии вымирают».
Но реалии нынешней России – это не средневековая Аравия. «У нас в стране и в других регионах мира есть города и населенные пункты, где солнце определенное время в году либо не восходит над горизонтом, либо не садится. И если мы будем упорно привязывать свою молитвенную практику лишь к движению солнца, мы столкнемся со множеством проблем. Мусульмане, старающиеся выполнять, как им кажется, все предписания Бога, становятся заведомо неконкурентоспособными на рынке труда». Садриев советует совершать намаз сообразно жизненным циклам человека. «Наш жизненный ритм подчиняется потребности зарабатывать, отдыхать. В Коране сказано, что день – это то время, когда человек работает и передвигается, а ночь – для молитв и отдыха».
В ключе разумной целесообразности Садриев трактует и обязательный пост в месяц рамадан, когда мусульманин до захода солнца ничего не ест и не пьет: «Статистика заболеваний, посещения больниц после поста в этом плане – не за традиционное понимание поста. Я предлагаю обратить внимание на то, что говорится в самом Коране, а именно, что если человек болен или в пути, то ему следует отложить свой пост». Садриев утверждает, что опасное для здоровья голодание – это упомянутые в Коране порицаемый (макрух) и запретный (харам) пост. Богослов обращает внимание и на указанную в Коране практику замены поста делами милосердия.
Садриев называет свой подход не реформированием ислама, а очищением коранической сущности от многовековых наслоений, которые мешают адаптировать ислам к современным жизненным реалиям.
В таком же ключе он в своих более ранних публикациях и выступлениях пересматривал другие аспекты жизни мусульман в России. В апреле 2015 года Садриев говорил, что из-за предпочтений мусульман сначала заключать никах – мусульманский брак и только потом идти в загс, произошла девальвация никаха: «Брак, заключенный только в мечети и не признаваемый судом, не может отвечать тем требованиям, которые вкладывает в него Всевышний. Что же делать? Ответ прост – заключать брак в загсе и пользоваться всеми теми гарантиями, которые предлагает российское государство».
Садриев критикует нынешнюю систему обучения в медресе России. По его словам, пребывающие по много лет в медресе шакирды – студенты получают отвращение к современному миру и всему неисламскому. А если шакирды после медресе продолжают учебу, это значит, что у них «остается внутренняя неудовлетворенность, недопонимание».
Впрочем, по мнению муфтия Мухамедгали Хузина, экс-главы ДУМ Пермского края, за всей этой ситуацией в первую очередь стоит борьба за власть. Садриев близок с бывшим первым заммуфтия ДУМ Татарстана Рустамом Батровым, который тоже известен своими выступлениями, критикующими рудименты средневековых представлений в практике современного российского ислама, Существует мнение, что к обоим мятежным богословам тяготеет первый заместитель Гайнутдина Дамир Мухетдинов. «Равиль-хазрат (глава СМР Равиль Гайнутдин) опасается возникновения довольно внушительного альянса Мухетдинов – Батров – Садриев, что может предрешить молниеносное изменение статуса его самого», поэтому он выводит под сомнительными предлогами из своего «профсоюза имамов и муфтиев» более или менее значимых персон и заменяет людьми, не отягощенными ни знаниями, ни энтузиазмом, ни элементарной порядочностью, с низменными целями и потребностями. Но, в конечном счете, это рискует привести к постепенной деградации и маргинализации данных структур», - цитирует газета Мухамедгали Хузина.
«Что вы думаете об адаптации ислама, о которой говорит Садриев? Допустимо ли новаторство в религии, допускаете ли вы возможность адаптации каких-либо требований к современным условиям, в частности России? Если да, то каких?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям и религиоведам.
Альбир-хазрат Крганов
Член Общественной палаты РФ, муфтий Москвы и Центрального региона России
27.06.2017 09:30
В связи с этой ситуацией у меня возникает вопрос к учителям Садриева и подобных ему «экспертов», которые обучались в колледже при Равиле Гайнутдине на проспекте Мира и в Московском исламском институте. Ведь дело не в учениках, а в учителях, которые продолжают следовать по этому пути, и, к сожалению, спор с академического уровня спустился на бытовой. Он ведет к внутривидовому идеологическому разделению ислама, что грозит, конечно, разными внутренними проблемами. Это повод задуматься официальным религиозным структурам и высказать свою аргументированную точку зрения по этому поводу.
Самовольная трактовка религиозных текстов чревата ересью. Ислам – религиозная доктрина, основанная на священном Коране и Сунне пророка Мухаммеда. Ничего другого там быть не может. Отсебятину предлагать значит придумать новую религию, - что, безусловно, очень опасно. Будоражить мусульманское сообщество этими темами неприемлемо. Хотя это и не впервые случается в нашей истории: еще до революции были религиозные деятели, отвергнувшие разные учения, появляются они и сегодня.