Енапаево празднует Сабантуй по-татарски и по-мусульмански
Первое письменное упоминание о Сабантуе в древнем татарском селе Енапаево найдено в газете «Звезда» 23 июля 1921 года. На том, советском Празднике плуга, присутствовало около 2 тысяч человек, и даже прибыла «драматическая группа мусульман, которая три дня подряд, 9, 10 и 11 июня, ставила спектакли на революционные темы».
Нынче главный Сабантуй Октябрьского района, который по традиции, с 2003 года, собрал более 5 тысяч гостей «со всех волостей». Енапаевский Сабантуй становится брендовым событием для татар и башкир Прикамья. И не только… Так, непременными участниками этого старинного праздника, знаменующего собой окончание посевных работ, всегда бывают наши русские братья. И в списке награжденных за доблестный труд механизаторов много русских фамилий. 23 июня в селе Енапаево прошел Сабантуй. Нынче одним из самых почетных гостей районного праздника был Муфтий Пермского края, Председатель Идарата (Исполкома) Российской ассоциации исламского согласия Мухаммедгали хазрат ХУЗИН.
Начался Сабантуй с чтения Корана, и это тоже становится доброй традицией. Свои поздравления и мудрые наставления Муфтий хазрат произнес на двух языках: татарском и русском. После торжественной части, опять же по традиции, начались конные скачки. Место, где они проводятся, как будто специально создано для этого: один из склонов старинного урочища Гапти-тау словно амфитеатр, созданный самой природой, с которого, как на ладони, видны состязания наездников. И пока на оргкомитете краевого Сабантуя некоторые деятели, выступая в защиту торговли алкоголем и шашлыками из свинины, в качестве главного аргумента заявляют, что Сабантуй – это не религиозный праздник, а национальный, и что, дескать, эти запреты ущемляют права значительной части его участников (можно подумать, татары испокон веков пили вино и ели свинину), Сабантуй в Енапаево возвращается к своим исконным татаро-мусульманским корням. И уже привычным становится звучащий со сцены азан, призывающий людей в мечеть на намаз. Главным событием нынешнего районного праздника стала установка на площади Сабантуя Памятного знака – мемориальной плиты основателю села Енапаево Енебеку Карьеву. И сколько бы ни было предположений о дате основания села, подтвержденных в том числе и письменно (по некоторым из них возраст Енапаево достигает почти шести с половиной столетий), годом основания одного из первых поселений на территории современного Октябрьского района считается 1566 год – согласно Грамоте, удостоверяющей законные права Енебека Карьева на эти земли и выданной ему как раз в 1566 году. В Пермском государственном краевом архиве хранятся документы, свидетельствующие о том, что в 1576 году енапаевцы оспорили свое право на земли у Пыскорского монастыря, предъявив эту Грамоту. А 3 декабря 1981 года в районной газете «Вперед» Грамота 1566 года была впервые опубликована по инициативе историка Федора Пшеничникова. Согласно этой Грамоте – единственному официальному документальному источнику, селу Енапаево в прошлом году исполнилось 445 лет. Юбилейным 2011 год стал и для Енапаевского сельского поселения, отметившего 335 лет со дня основания, и для Енапаевской школы, возраст которой достиг 185 лет. Но и 2012 год не обделил юбилейными датами енапаевцев. Из того же источника. Который я использовала при написании этой заметки, выясняется, что в августе исполнится 75 лет Енапаевскому детскому саду, а его заведующая Рамзия ВАЙСОВА в этом году отметит 30-летие своей работы на этой должности. Помимо заведования детским садом, Рамзия ханум многие годы обучает детей и взрослых основам Ислама, продолжая дело своей наставницы и основательницы Енапаевской мечети Масхуды абыстай МИРКАДАМОВОЙ. За эти годы Рамзия ханум сумела создать мусульманский детский ансамбль, который выступает на многих мусульманских праздниках в Пермском крае, и на районном Сабантуе тоже, и может похвастать личным Благодарственным письмом Муфтия Пермского края Мухаммедгали хазрата Хузина. Свой подарок муфтий хазрат приготовил и на этот раз: вручил имаму-мухтасибу Октябрьского мухтасибата Ахматулле хазрату ШАРАФУЛИНУ новые чапан и чалму, специально и по оригинальным эскизам сшитые для руководителей всех звеньев Пермского Муфтията – даже со знаками отличия на груди, над вышитым на каждой стороне символом мусульман – башмаком Пророка Мухаммада (да будет ему благословение и мир от Аллаха).