— Каковы принципы исламского финансирования?
— Ислам запрещает ростовщичество — выдачу денег в долг под проценты. Также не допускается неоправданный риск в финансовых операциях. При этом банк разделяет ответственность со своим заёмщиком, участвуя в его прибылях и убытках. Это означает, что за пользование кредитом заёмщик не выплачивает процент, банк же зарабатывает свою прибыль в виде доли в доходе компании, полученном от инвестирования. В случае убытка заёмщик делит его вместе с банком.
Ключевой принцип, который лежит в основе исламской экономики, гласит: деньги должны работать на благо всего общества.
— Насколько сложно реализовывать исламские принципы финансирования в современной экономике?
— Очень легко, если на это есть политическая воля. Для полноценной интеграции исламских финансовых инструментов (чтобы они не выглядели маргинально, не использовались на нужды исключительно мусульманской общины, а были интегрированы в экономику страны для её блага) необходима соответствующая законодательная база.
Федеральное законодательство доминирует, и возможности регионов, особенно в финансовой и банковской сфере, в этой связи ограничены. Поэтому законодательство необходимо принять на уровне всей страны. Без государственной законодательной базы, в частности, невозможно создание исламского банка. В то же время, не нарушая федерального законодательства, уже можно начинать работу на региональном уровне. У регионов есть право на некоторые законодательные инициативы, налоговое регулирование.
Хотелось бы увидеть в лице властей Пермского края соратников, единомышленников. Если краевое Законодательное собрание при разработке законов будет соблюдать исламские нормы, никто не обвинит его в национальном сепаратизме, поскольку Прикамье — многонациональный и многоконфессиональный край.
— Вы уже выходили со своими инициативами в краевое правительство и в правительство России?
— В краевоe правительство — пока нет. Что же касается правительства России, то это пока безрезультатно: на финансовом и банковском рынках действует сильное исламофобское лобби.
— В таком случае, с чего вы планируете начать развитие исламских финансов в России?
— Начать необходимо с составления «дорожной карты» — плана с указанием конкретных шагов по развитию исламских финансов в России, предусматривающего внесение поправок в законодательство. В этой связи мы должны опираться на опыт Казахстана, где для внедрения исламских финансовых инструментов изменили законодательство. При этом Казахстан не превратился в радикальное государство. Сейчас в этой республике проживают 26 млн человек, преимущественно мусульман. В России мусульманская община насчитывает 20 млн человек.
Когда мы говорим о внедрении исламских принципов финансирования, то имеем в виду реорганизацию всей российской экономики.
Пенсионные накопления также являются предметом сильного беспокойства, так как неизвестно, кто ими управляет, как и куда они вкладываются, в какие фонды. Немаловажны с этой точки зрения и вопросы страхования. Всё взаимосвязано. Экономика, которая существует сейчас, ведёт Россию к коллапсу. Страна не успевает выйти из одного кризиса, как попадает в другой. Печатным денежным станком управляет шайтан, обесценивая весь наш труд. От этого зла нужно уберечь российскую экономику.
Необходимо продолжить диалог с властями, вовлекая в него Центробанк, ФСФР, Министерство финансов РФ.
Более того, думаю, что настало время для проведения референдума. Я призываю к публичной дискуссии. Мы должны сделать всё возможное, чтобы изменить систему управления, интегрируя в неё исламскую экономическую модель.
— В России религия отделена от государства. Как в такой ситуации возможна исламизация финансовой системы?
— Вопрос не совсем точно сформулирован. Дело не в религии, а в том, что экономическая политика государства должна быть нравственной. Исламская экономическая модель основана на авраамических традициях, которые провозглашают прозрачность, справедливость, определённость и равенство в экономических отношениях. Всё это является благом для всего человечества.
Сегодня религиозная этика мусульман вступает в конфликт с существующей финансовой системой. Мы, жители России, не хотим приспосабливаться к существующей финансовой системе, которая противоречит нашим моральным и этическим нормам.
— Будут ли открыты в Перми подразделения финансовой компании «Аш-Шамс Капитал» и банка «Бадр Форте», основателем и владельцем которого вы являетесь?
— Речь может идти только о компании «Аш-Шамс Капитал». С пермскими коллегами мы обсудили различные формы сотрудничества. Если появится возможность, мы с удовольствием откроем в Перми своё подразделение.
Сейчас мы создаём фонды прямых инвестиций в России и за рубежом, чтобы аккумулировать деньги исламского инвестиционного сообщества, вкладывать их на территории СНГ и России.